История города Ульяновска (Симбирска)

История Ульяновска (Симбирска)

Всем привет! Думаю было бы правильно начать свою первую статью с истории Ульяновска. Да согласен, что статей с историческим прошлым нашего города в сети пруд-пруди, но как то они разбросаны. Где-то описана история появления названия, где-то улиц и музеев. Даже историю появления буквы «Ё» можно найти, но это как говорится отдельная история:-)

Я же хочу постараться собрать этот «исторический пазл» воедино и попробовать уместить в одну статью, коротко и самое важное. Нет, статьи про историю отдельных объектов и улиц города конечно же будут, с фотографиями и фактами как положено, но всему свое время. Когда перечитал кучу материалов о прошлом Ульяновска, сам был в шоке. Оказывается у родины Ленина (и нашей с Вами) без преувеличения богатая история. Ну и начнем давайте в конце концов…

История Ульяновска от «А» до «Я»

Крепость Синбирск был основан в 1648 году, в междуречье Волги и Свияги для защиты восточных границ от кочевых племен, которых в то время на территории Поволжья было очень много. Официальным основателем города-крепости считается боярин Богдан Матвеевич Хитрово. Приказ основать на востоке Российского царства две крепости Синбирск и Карсун  был отдан царем Алексеем I Михайловичем из династии Романовых.

Место для строительства было выбрано очень удачно. С востока крепость защищала Волга со своими крутыми склонами, подниматься по которым для врага было равносильно смерти. Крепость была построена всего за 4 года, в виде практически идеально ровного квадрата, 426,6 метров в длину и столько же в ширину. Основное население состояло из гарнизона стрельцов и воеводы.

Царь Алексей (Первый) Михайлович
Царь Алексей I Михайлович
  • В 1648 — 1780 годах — Синбирск;
  • В 1780 — 1924 годах — Симбирск;
  • В 1924 году переименован в Ульяновск.

Осенью, 1670 года крепость была осаждена войсками Степана Разина. Осада длилась около месяца, после чего Разин был ранен и вынужден прекратить осаду. За это, в 1672 году Синбирску пожаловали первый герб.

В 1722 году по пути в Астрахань, в Синбирске остановился император Пётр I. Он подарил городу-крепости икону «Богоматерь умягчение злых сердец», которая была передана на сохранение в Троицкий собор.

Практически ровно через век (1 октября 1774 г.) после истории с Степаном Разиным, в Синбирск привезли народного лидера того времени — Емельяна Пугачёва, который поднял мятеж против императрицы Екатерины II. На его допрос прибыл лично великий полководец Суворов Александр Васильевич. После чего 26 октября Пугачёв был отправлен из Синбирска в Москву.

Симбирская губерния

Уже потом в ходе административных реформ (1780 г.), Синбирск был переименован в Симбирск и стал основным городом Симбирского наместничества состоящего из 13 уездов. Позже (1796 г.) сын императрицы Павел I издал указ, и подтвердил статус Симбирской губернии.

Историческая карта Ульяновска 1822 года
Карта Симбирской губернии 1822 года.

Крепость превратилась в город, появилась инфраструктура, театр, больницы и гимназий. Самый первый крепостной театр был открыт в 1789 году, в доме помещика Дурасова. К слову театр был не только первым в городе, но и одним из первых в России. В подготовке актеров принимал участие известный русский писатель и драматург Пётр Алексеевич Плавильщиков.

Примерно тогда же была открыта Карамзинская общественная библиотека, которая была одной из первых в Поволжье. А в конце 18-го столетия (1893 г.) открылась Гончаровская библиотека.

Осенью 1833 года в Симбирске проездом в Оренбург останавливался великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин.

Свято-Троицкий кафедральный собор в Симбирске
Жаль такая красота не сохранилась до наших дней.


7 сентября 1824 года была произведена закладка Троицкого собора, на которой присутствовал сам император Александр I. Достроили его лишь в 1841 году, в честь победы русской армии в Великой Отечественной войне 1812 года. К сожалению собор был уничтожен советской властью в 1936 году.

В 1930-х годах большинство церквей и храмов было разрушено, уцелели только протестантская кирха, Неопалимовская и Воскресенская церкви.

21 июля 1918 года Симбирск был захвачен русско-чешским отрядом белогвардейцев под командованием Каппеля, который был генералом всем нам известного вице-адмирала А. В. Колчака. Но уже 12 сентября того же года город был взят Симбирской Железной дивизией под командованием Гая.

Похороны белых в Симбирске 1918 год
Похороны белых и белочехов в Симбирске. 22 июля 1918 года.

Самая богатая часть города была на Венце, именно здесь находились основные административные здания, особняки (некоторые из них до сих пор стоят в центре города), мастерские и учебные заведения.


12 августа 1864 года в Симбирске начался страшнейший пожар, который продолжался 9 дней. Тогда сгорели большинство здании города, в том числе Карамзинская библиотека, почтамт, Спасский монастырь и еще 12 церквей. Тогда официально погибло 130 жителей из общего населения в 25 тысяч. К этому числу еще можно добавить несколько сотен погорельцев позже умерших от холода, голода и болезней.

Пожар в Симбирске
Диорама Симбирского пожара 1864 года в музее «Пожарная охрана Симбирска-Ульяновска»

Всем известное Суворовское училище было основано 7 сентября 1873 года и называлась тогда «Симбирская военная гимназия». Просуществовала гимназия в таком виде 9 лет и в 1882 году (22 июля) был преобразован в «Симбирский кадетский корпус».

Историческое фото Симбирского кадетского корпуса
Симбирский кадетский корпус. Фото М. П. Дмитриева из книги «Волга от истока до Каспия», 1903 г.


В 1913 году началось строительство железнодорожного моста через Волгу, который все мы знаем как «Старый мост», а официально «Императорский». Строительство завершилось в 1916 году, не смотря на сильный пожар 7 июля 1914 года и оползень Симбирской горы (29-31 мая) в 1915-ом.

Но конечно же наибольшую известность Симбирск получил благодаря нашему земляку и вождю пролетариата Владимиру Ильичу Ульянову (Ленин).

В честь него Симбисрк в 1924 году был переименован в Ульяновск.


Несколько фотографии того времени…

Симбирское казначейство
Симбирское казначейство. 1900-1910 года. Ныне УГСХА.
Исторические фото Симбирска
Большая Саратовская улица. Ныне ул. Гончарова.

В XVII веке по улице Гончарова проходил симбирский ров — вторая линия обороны крепости. Именно поэтому она имеет форму дуги. До 1800 года улица не имела названия, а Большой Саратовской её назвали потому что по ней проходила дорога на Саратов.

Историческое фото ул. Гончарова (Ульяновск)
Улица Большая Саратовская. Ныне ул. Гончарова. Левая сторона.
Паромная пристань в Симбирске
Паромная пристань «Кавказ и Меркурий».
Историческая фотография Симбирска (Ульяновска)
Покровская улица. Ныне ул. Толстого.
Историческое фото реки Свияги
Мост через Свиягу. Западная сторона Симбирска.

Решение об окончательном месте строительства «Императорского моста» принял Петр Аркадьевич Столыпин. Так же по его инициативе был построен железнодорожный вокзал, который сейчас известен жителям Ульяновска как «Старый вокзал».

Строительство Императорского моста в Симбирске
Строительство Императорского моста. 1913—1916 гг.

От этой фотографии я был слегка в шоке:) Тогда еще Волга была в своем русле…

Императорский мост в Симбирске
Императорский мост через Волгу.

История Ульяновска во время войны (1941-1945 года)

Завод имени Сталина в Ульяновске
Завод им. Сталина

Во время Великой Отечественной войны Ульяновск превратился из сельскохозяйственного и ремесленного города в промышленный, здесь были сооружены предприятия машиностроения, оборонной и авиационной промышленности.

В Ульяновск были эвакуированы многие предприятия Москвы, в том числе и автомобильный завод имени Сталина на котором собирали «ЗИС-5В» и грузовики «Студебеккер».

В общей сложности убежище в Ульяновске нашли 15 промышленных предприятий со всего СССР и 25 различных учреждений и организации.

Из крупных промышленных предприятий у нас был только патронный завод имени Володарского. Так же были свои кирпичный и спиртовой заводы, швейная фабрика, хлебопекарни и пивзавод.

Маршрут у общественного транспорта в то время был один «Центр — Железнодорожный вокзал», если не считать частных извозчиков стоящих на углу улиц Гончарова и Карла Маркса.

До начала войны в Ульяновске проживало чуть больше 100 тысяч человек. В итоге к 1943 году население Ульяновска выросло практически в 2 раза и руководству пришлось разделить город на 3 района: Ленинский, Володарский (Заволжский) и Сталинский (Засвияжский и Железнодорожный).

На левый берег можно было добраться только паромом, зимой по льду. Реконструкция «Императорского моста» с добавлением автомобильной ветки была проведена лишь в 1952-1958 гг.

Сразу после начала войны была организована противовоздушная оборона моста и завода им. Володарского. Не смотря на тяжелое время, в Засвияжском районе Ульяновска шло строительство завода (с 1943 года силами немецких военнопленных), а производственные предприятия исправно выполняли план.

Исторические фото автозавода УАЗ
Февраль 1942 года. Первые 10 грузовиков ЗИС-5 для отправки на фронт. В марте начался их серийный выпуск.
Историческое фото УМЗ
Ульяновский Моторный Завод (УМЗ).
Историческое фото Ульяновска 1941-1945
Зима 1941-1945 гг.

Питание конечно же в то время было скудным, практически все продовольствие отправлялось на фронт. Например в 1942 году семья военнослужащего получала по 350 г. хлеба в день, дети — 400 г., а рабочие по 600 г.

Питались по талонам, но продукты можно было купить и на городском рынке. Позволить себе это могли конечно не многие. Килограмм мяса стоил — 70 рублей, литр молока — 20 рублей, а стакан махорки не дешевле 10 рублей. Для зарплаты того времени, это были просто бешеные цены.

Зарплаты Ульяновских рабочих (1941 по 1945 гг.):

  • Начальник цеха — 700 рублей;
  • Водитель — 300 рублей;
  • Уборщица — 75 рублей.

В 1943 году была образована Ульяновская область. К концу войны многие эвакуированные предприятия разъехались и численность населения составляла около 152 тысяч человек. Жизнь потихоньку налаживалась и в мае 1943-го была запущена первая автобусная линия. В 1944 году ожил парк Свердлова, открылись кукольный театр и художественный музей.

Первыми о победе в ночь на 9 мая 1945 года узнали телеграфисты завода им. Володарского, а уже утром весь город праздновал Великую победу. Это был конец Великой Отечественной войны.

Современный Ульяновск

С начала 60-х годов Ульяновск начал быстро развиваться и расти, как по площади, так и по количеству населения. Большинство домов сельского типа были разрушены и на их местах возводились новые современные многоэтажки. Сталинский район, был разделен на Засвияжский и Железнодорожный.

22 апреля 1967 года состоялся торжественный митинг, посвященный закладке Ленинского Мемориала. Построили его в очень сжатые сроки и уже в марте 1970 года он был сдан Государственной приемочной комиссии.

Еще немного фотографии того времени…

Митинг у Ленинского Мемориала 22 апреля 1967 г.
Митинг у Ленинского Мемориала 22 апреля 1967 г.
Строительство Ленинского Мемориала (1967-1970 гг)
Строительство Ленинского Мемориала (1967-1970 гг).
Парк Свердлова 1969 год
Парк Свердлова. Из книги «Ульяновск-родина Ленина» 1969г.
Строительство автовокзала в Ульяновске
Строительство автовокзала.
Историческое фото ул. Железной Дивизии
Улица Железной Дивизии перед прокладкой трамвайных путей.
Улица Железной Дивизии
Улица Железной Дивизии. Прокладка трамвайных путей. 1953 год.
Улица Железной Дивизии 1969 год.
Улица Железной Дивизии (Речпорт). Октябрь 1969 года.

К 1970-м годам город был застроен современными зданиями и практически полностью потерял былой исторический облик. К 100-летию со дня рождения В.И. Ленина были построены все самые известные объекты инфраструктуры:

  • Ленинский Мемориал;
  • УлГПИ в том виде который есть сейчас;
  • Дворец культуры профсоюзов;
  • Новый речной вокзал;
  • Новый Железнодорожный вокзал;
  • Центральный аэропорт;
  • Гостиница «Венец» и многие другие.
Строительство гостиницы Венец в Ульяновске
Строительство гостиницы Венец. 1967-1970 гг.

Как отмечал Николай Михайлович Карамзин в начале XIX века:

«Симбирские виды уступают в красоте немногим в Европе…»

Историю Ульяновска можно без преувеличения назвать Великой. Мы должны гордиться Ульяновской областью, родным краем в котором мы родились, в котором жили предки и будут жить наши дети…

PS: Если я вдруг упустил какие то важные исторические данные, пишите в комментариях и я обязательно добавлю их в статью.

История города Ульяновска (Симбирска)
4.8 (95%) 4 votes

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментариев: 2
  1. Алексей

    Хорошая статья и интересные фотки из прошлого. Как будто сам там побывал :smile: :idea:

  2. Виктор

    У нашего города большая история, к сожалению есть среди молодежи и те кто не знает кто такой Ленин, а вы про историю…Деградируем :sad:

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: